Система внутреннего контроля и система управления рисками (СВК и СУР)

В текущих условиях изменений и ограничений своевременная перестройка системы внутреннего контроля и управления рисками становится обязательной для эффективной работы Компании».
Алексей Евгеньевич Меньшенин Начальник дирекции внутреннего контроля и управления рисками ПАО, «Россети Кубань»

Функционирование СВК и СУР

Система внутреннего контроля и система управления рисками (далее — СВК и СУР) ПАО «Россети Кубань» интегрированы в общую систему управления Общества и направлены на обеспечение разумных гарантий достижения целей по следующим направлениям:

  • эффективность и результативность деятельности Общества, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов Общества;
  • соблюдение применимых к Обществу требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Общества, в том числе при совершении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета;
  • обеспечение достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • обеспечение устойчивого непрерывного функционирования и развития Общества путем своевременной идентификации, оценки и управления рисками, представляющими угрозу эффективному осуществлению хозяйственной деятельности и репутации Общества, здоровью работников, окружающей среде, а также имущественным интересам акционеров и инвесторов.

В целях обеспечения функционирования СВК и СУР в Обществе разработаны и действуют следующие основополагающие нормативные документы:

  • Политика внутреннего контроля Общества (протокол Совета директоров от 18.03.2016 № 233/2016). В Политике внутреннего контроля Общества раскрыты основные требования к организации и функционированию СВК и СУР, установленные Советом директоров Общества.
  • Порядок реализации требований Политики внутреннего контроля Общества (утвержден приказом от 30.06.2021 № 369-од). Компоненты и принципы СВК и СУР, указанные в Политике внутреннего контроля, проработаны, детализированы и раскрыты в Порядке реализации требований Политики внутреннего контроля.
  • Политика управления рисками (протокол от 18.03.2016 № 233/2016), в 2021 г. Советом директоров утверждена новая редакция Политики (протокол от 24.02.2021 № 420/2021). Политика является внутренним документом Общества, определяющим его отношение к рискам, устанавливающим принципы построения, цели и задачи СВК и СУР, подходы к организации СВК и СУР, распределение ответственности между участниками СВК и СУР и характер их взаимодействия, этапы процесса управления рисками.

Кроме того, в Обществе действуют следующие нормативные документы в области управления рисками:

  • Положение по управлению рисками Общества;
  • Модель дерева рисков;
  • Модель зрелости СВК и СУР Общества;
  • Перечень базовых мероприятий по управлению рисками;
  • Порядок определения предпочтительного риска (риск-аппетита) Общества.

Основные участники процесса СВК и СУР

Внутренний контроль и процесс управления рисками охватывает все направления деятельности и осуществляется на всех уровнях корпоративного управления: Советом директоров, уполномоченным комитетом Совета директоров, Ревизионной комиссией Общества, исполнительными органами Общества, руководителями и работниками на всех уровнях управления Общества, дирекцией внутреннего контроля и управления рисками, дирекцией внутреннего аудита.

ЛЭП

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ СВК И СУР

Контрольные процедуры выполняются постоянно, во всех процессах (направлениях деятельности) Общества, на всех уровнях управления в соответствии с моделью трех линий защиты:

  • на уровне органов управления (единоличного и коллегиального исполнительных органов), блоков и подразделений Общества, выполняющих контрольные процедуры в силу своих функций и должностных обязанностей, — первая линия защиты;
  • на уровне контрольных подразделений Общества — вторая линия защиты;
  • на уровне подразделения внутреннего аудита — третья линия защиты.

Решением Совета директоровПротокол от 31.05.2016 № 241/2016. в Обществе создана дирекция внутреннего контроля и управления рисками.

К основным функциям дирекции внутреннего контроля и управления рисками относятся:

  • разработка и обеспечение внедрения и адаптации основных методологических документов по построению и совершенствованию СВК и СУР;
  • содействие руководству Общества в построении контрольной среды, выработка рекомендаций по описанию и внедрению в процессы (направления деятельности) контрольных процедур и закреплению ответственности за должностными лицами, текущий мониторинг по вопросам выполнения мероприятий и процедур внутреннего контроля в Обществе;
  • осуществление функции по общей координации процессов управления рисками.

Функции участников СВК и СУР приведены в приложениях 7 и 8 к годовому отчету, закреплены и описаны в следующих документах:

  • Уставе Общества;
  • Положении о Комитете по аудиту Совета директоров Общества;
  • Политике внутреннего контроля Общества, Политике управления рисками и Порядке реализации Политики внутреннего контроля;
  • внутренних документах, регламентирующих распределение обязанностей между заместителями Генерального директора и другими менеджерами, подчиненными Генеральному директору Общества, положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях работников, матрицах контролей и рисков;
  • Положении о функционировании специализированных органов внутреннего контроля.

Контрольные процедуры по процессам и подпроцессам основной и обеспечивающей деятельности, а также по процессам управления Общества задокументированы в матрицах контролей и рисков.


Оценка эффективности СВК и СУР

Для обеспечения гарантии того, что СВК и СУР эффективны и соответствуют объективно изменяющимся требованиям и условиям, в Обществе ежегодно проводятся:

  • самооценка СВК менеджментом Общества;
  • самооценка эффективности СУР дирекцией внутреннего контроля и управления рисками;
  • независимая оценка эффективности СВК и СУР внутренним аудитом.
  • Менеджмент Компании заполняет чек-листы при методологическом сопровождении дирекции внутреннего контроля и управления рисками
  • Уровень зрелости СВК оценен как находящийся на промежуточном между уровнями «Оптимальный» (уровень 5) и «Высокий» (уровень 6)
  • Дирекция внутреннего контроля и управления рисками оценивает соответствие текущего уровня зрелости СУР установленным критериям Модели зрелости СУР Общества
  • Уровень зрелости СУР оценен как находящийся на промежуточном уровне между уровнями «Умеренный» (уровень 4) и «Оптимальный» (уровень 5)

Для всех процессов СВК оценена владельцами процессов как эффективная, для большинства процессов СВК «полностью соответствует» критериям СВК, установленным Методикой самооценки эффективности контрольных процедур и СВК процессов (направлений деятельности).

УКАЗАННЫМ РЕШЕНИЕМ УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ СВК ОЦЕНЕН КАК НАХОДЯЩИЙСЯ НА ПРОМЕЖУТОЧНОМ МЕЖДУ УРОВНЯМИ «ОПТИМАЛЬНЫЙ» (УРОВЕНЬ 5) И «ВЫСОКИЙ» (УРОВЕНЬ 6) — 5,3 БАЛЛА, УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ СУР ОЦЕНЕН КАК НАХОДЯЩИЙСЯ НА ПРОМЕЖУТОЧНОМ УРОВНЕ МЕЖДУ УРОВНЯМИ «УМЕРЕННЫЙ» (УРОВЕНЬ 4) И «ОПТИМАЛЬНЫЙ» (УРОВЕНЬ 5) — 4,6 БАЛЛА.

Результаты самооценки по итогам 2021 г. свидетельствуют об оптимальном уровне зрелости СУР. Из 14 элементов группы «Структура управления рисками» по семи элементам отмечено соответствие «оптимальному» уровню зрелости, по пяти элементам — «высокому» уровню зрелости, по двум элементам — «базовому» уровню зрелости.

Результаты оценки эффективности СВК и СУР Общества по итогам 2021 г. и рекомендации, направленные на повышение эффективности СВК и СУР, отражены в отчете внутреннего аудитора и рассмотрены на заседании Совета директоров Общества (протокол от 19.05.2022 № 477/2022) с предварительным рассмотрением Комитета по аудиту Совета директоров (протокол от 06.05.2022 № 127/2022).

В связи с изменением в 2021 г. методологии по оценке СВК и СУР сведения о динамике уровня зрелости СВК и СУР по итогам 2021 г. по сравнению с предыдущим годом не предоставляются.


Совершенствование СВК и СУР в 2021 году

В целях развития и совершенствования СВК и СУР решением Совета директоровПротокол от 24.05.2021 № 433/2021. утвержден План по поддержанию эффективности и развитию СВК и СУР ПАО «Россети Кубань», направленный на достижение «высокого» уровня зрелости СВК и «оптимального» уровня зрелости СУР. В 2021 г. было предусмотрено выполнение 14 мероприятий плана. Все мероприятия выполнены в установленные сроки, кроме того, досрочно выполнено одно мероприятие, запланированное на 2022 г.

В отчетном году Обществом реализованы следующие ключевые мероприятия, направленные на совершенствование СВК и СУР:

  • осуществлялся текущий контроль высокорисковых бизнес-процессов в рамках деятельности коллегиальных органов (по урегулированию дебиторской задолженности, консолидации объектов энергоснабжения, выявлению непрофильных активов, внедрению автоматизированных информационных систем);
  • согласовывались технические задания на внедрение и доработку автоматизированных информационных систем Общества в части автоматизации контрольных процедур;
  • согласовывались локальные нормативные акты, регламентирующие контрольные процедуры, в том числе на предмет наличия, эффективности и достаточности контролей;
  • проводились контрольные мероприятия по оценке достаточности, эффективности и результативности СВК и СУР;
  • реализована интеграция СВК, СУР и системы менеджмента в рамках разработки и утверждения регламентов процессов, содержащих информацию об описании, показателях результативности, рисках и контрольных процедурах процесса в едином документе;
  • актуализирована методологическая база СВК и СУР. В частности, утверждены новые редакции Порядка реализации требований политики внутреннего контроля, положения о функционировании специализированных органов внутреннего контроля, методики самооценки владельцами процессов эффективности системы внутреннего контроля курируемых процессов. Также актуализирована Политика управления рисками; внедрена единая методология определения риск-аппетита в соответствии со стандартами Группы компаний ПАО «Россети»; утвержден формат ежегодного отчета об организации, функционировании и эффективности СВК и СУР, представляемого на рассмотрение Совета директоров. Кроме того, разработан единый Порядок планирования, организации и проведения проверочной деятельности в Обществе.
Планы по совершенствованию СВК и СУР в 2022 году

В соответствии с Планом по поддержанию эффективности и развитию СВК и СУР ПАО «Россети Кубань» основными задачами на 2022 г. в области СВК и СУР являются:

  • взаимоувязка стратегических целей с реестром рисков;
  • применение механизма учета и анализа сценарных условий реализации рисков и возможных последствий их реализации при постановке бизнес-целей, разработке стратегических инициатив, планировании и реализации инвестиционной программы;
  • актуализация методологии идентификации, оценки, паспортизации и управления рисками и проведения самооценки эффективности СУР;
  • внедрение/актуализация и проведение оценки эффективности существующих контрольных процедур, в том числе самооценки со стороны владельцев процессов;
  • проведение контрольных мероприятий и осуществление процедур текущего контроля высокорисковых процессов;
  • внедрение механизма контроля финансовой устойчивости, сопровождения процедур ликвидации и банкротства контрагентов.

Ключевые риски

В рамках функционирования системы управления рисками Общество регулярно выявляет, оценивает риски и осуществляет их мониторинг, реализует мероприятия по снижению вероятности и потенциальных последствий реализации рисков, а также информирует об этом акционеров и иных заинтересованных лиц.

В соответствии с Положением по управлению рисками решением Правления Общества сформирован и утвержден прогнозный Реестр рисков Общества на 2021 годПротокол от 26.11.2020 № 31/2020., содержащий 19 функциональных рисков — агрегированных рисков бизнес-процессов, оказывающих существенное влияние на деятельность Общества, в том числе на ключевые показатели эффективности единоличного исполнительного органа Общества, а через них — на достижение целей по управлению электросетевым комплексом и обеспечение стратегических целей Группы компаний ПАО «Россети».

Для определения уровня воздействия рисков на деятельность Общества устанавливается уровень существенности риска. Риски ранжируются по трем уровням существенности: умеренному, значимому и критическому.

По результатам ежеквартальной переоценки рисков, проводимой в течение 2021 г., на конец года оценку «критический» и «значимый» получили девять рисков.

Существенность критических и значимых функциональных рисков Общества
№ п/п ID риска Наименование риска Уровень существенности риска
на 31.12.2020 на 31.12.2021
1 ФР01-01 Снижение объема услуг по передаче электроэнергии потребителям, присоединенным к региональным распределительным сетям Значимый Умеренный
2 ФР01-05 Увеличение затрат на услуги по передаче электроэнергии иных сетевых организаций Умеренный Значимый
3 ФР01-14 Вынесение судебных актов (разрешение споров) о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии не в пользу Общества Значимый Значимый
4 ФР02-01 Увеличение объемов финансирования инвестиционной программы в целом и (или) по отдельным титулам (по отношению к установленным лимитам) Умеренный Значимый
5 ФР03-01 Неисполнение контрагентами обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии в установленные соглашением/договором сроки и (или) в неполном объеме Значимый Умеренный
6 ФР04-02 Увеличение процентной ставки по кредитам и займам Значимый Значимый
7 ФР09-01 Производственный травматизм в Обществе Критический Критический
8 ФР12-04 Вовлечение Общества / работников Общества в коррупционную деятельность Значимый Критический
9 ФР13-03 Нарушение и (или) прекращение функционирования объектов информационной инфраструктуры и телекоммуникационных систем объектов электросетевого комплекса Значимый Значимый
10 ФР13-05 Неправомерное воздействие на объекты электросетевого комплекса и их информационные и телекоммуникационные системы (террористического, диверсионного, криминального и иного характера), в том числе с использованием информационных технологий Значимый Значимый
11 ФР13-07 Умышленные противоправные действия как со стороны юридических и физических лиц, так и со стороны работников Общества, наносящие экономический ущерб и вред деловой репутации Значимый Значимый

По всем функциональным рискам Обществом разрабатываются мероприятия, направленные на снижение и минимизацию последствий от реализации рисков, а также утверждается План мероприятий по управлению рисками Общества.

Управление рисками «значимого» и «критического» уровней в 2021 году
Наименование, условное обозначение и уровень существенности риска Влияние на показатели деятельности Уровень существенности риска Мероприятия по управлению риском
Увеличение затрат на услуги по передаче электроэнергии иных сетевых организаций (ФР01-05) Достижение показателей консолидированной прибыли по операционной деятельности (EBITDA) Значимый
  • Предоставление в органы регулирования (ДГРТ КК) обосновывающих материалов, подтверждающих уровень экономически обоснованных расходов.
  • Работа с региональным регулятором (ДГРТ КК) по отстаиванию позиции о необходимости опережающего роста расходов ПАО «Россети Кубань» как системообразующей компании, держателя «котла» Краснодарского края и Республики Адыгеи
Вынесение судебных актов (разрешение споров) о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии не в пользу Общества (ФР01-14) Достижение показателей консолидированной прибыли по операционной деятельности (EBITDA) Значимый
  • Передача документов для проведения исковой работы.
  • Подготовка ответственным подразделением документов, подтверждающих фактическое исполнение обязательств со стороны Общества
Увеличение объемов финансирования инвестиционной программы в целом и (или) по отдельным титулам (по отношению к установленным лимитам) (ФР02-01) Достижение показателей консолидированного чистого долга / EBITDA Значимый
  • Контроль непревышения утвержденного объема финансирования инвестиционной программы.
  • Контроль реализации инвестиционных проектов по стоимости и срокам.
  • Применение методики планирования стоимости инвестиционных проектов при формировании инвестиционной программы Общества (при планировании, торгах и на этапе реализации инвестиционной программы)
Увеличение процентной ставки по кредитам и займам (ФР04-02) Обеспечение дивидендного потока Значимый
  • Проведение переговоров с банками-кредиторами, направление писем о рассмотрении возможности снижения процентных ставок по кредитам
Производственный травматизм в Обществе (ФР09-01) Отсутствие роста числа работников, пострадавших при несчастных случаях Критический
  • Выполнение мероприятий комплексной программы по снижению рисков травматизма персонала, направленных на безопасное выполнение работ в электроустановках.
  • Контроль исполнения организационно-распорядительных документов, программ по охране труда.
  • Своевременное и качественное проведение работы с персоналом.
  • Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
  • Обеспечение видеофиксации работ в электроустановках
Вовлечение Общества / работников Общества в коррупционную деятельность (ФР12-04) Соблюдение законодательства, включая законодательство о предотвращении и противодействии коррупции и антимонопольное законодательство Критический Реализация мероприятий Плана противодействия коррупции в ПАО «Россети Кубань» на 2021 г., в том числе:
  • проведение контрольных мероприятий на предмет соблюдения работниками принципов антикоррупционной политики Общества;
  • проведение служебных проверок и расследований по фактам нарушения принципов антикоррупционной политики Общества;
  • выявление и урегулирование конфликта интересов; рассмотрение и разрешение информации о возможных фактах коррупции и иных злоупотреблениях;
  • просвещение и формирование основ законопослушного поведения работников, консультирование и обучение работников
Нарушение и (или) прекращение функционирования объектов информационной инфраструктуры и телекоммуникационных систем объектов электросетевого комплекса (ФР13-03) Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества Значимый
  • Внедрение средств защиты информации на объектах информационной инфраструктуры в соответствии с техническими заданиями на их создание.
  • Осуществление контроля за действиями работников Общества посредством систем информационной безопасности.
  • Мониторинг и анализ внешних событий информационной безопасности
Неправомерное воздействие на объекты электросетевого комплекса и их информационные и телекоммуникационные системы (террористического, диверсионного, криминального и иного характера), в том числе с использованием информационных технологий (ФР13-05) Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества Значимый
  • Установка на объектах электроэнергетики инженерных средств охраны, систем видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализации.
  • Организация физической охраны наиболее важных объектов ТЭК Общества.
  • Внедрение средств защиты информации на объектах информационной инфраструктуры в соответствии с техническими заданиями на их создание.
  • Осуществление контроля за действиями работников Общества посредством систем информационной безопасности.
  • Мониторинг и анализ внешних событий информационной безопасности
Умышленные противоправные действия как со стороны юридических и физических лиц, так и со стороны работников Общества, наносящие экономический ущерб и вред деловой репутации (ФР13-07) Обеспечение комплексной безопасности деятельности Общества Значимый Реализация плана работы департамента безопасности ПАО «Россети Кубань» на 2021 г., в том числе:
  • усиление охраны объектов и имущества Общества;
  • проведение контрольных мероприятий и служебных проверок по выявлению признаков противоправных действий со стороны юридических и физических лиц, а также работников Общества;
  • направление заявительских материалов в правоохранительные органы, организация взаимодействия с правоохранительными органами
КАРТА ОЦЕНКИ КЛЮЧЕВЫХ РИСКОВ ОБЩЕСТВА НА 31 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА

Динамика оценки рисков в 2021 г. представлена на диаграммах.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОЦЕНКА НА 2021 ГОД
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ IV КВАРТАЛА 2021 ГОДА